Четверг Jeudi, 28.03.2024, 21:22
Меню сайта Menu du site
Категории раздела Categories
Тифлис [4]
Тифлис
Наш опрос Notre questionnaire
Оцените сайт Evaluer site
1. Хорошо Bien
2. Отлично Tres bien
3. Неплохо Pas mal
4. Плохо Mal
5. Ужасно Terrible
Всего ответов Reponces: 1
Статистика Statistique

Онлайн всего Online : 1
Гостей Invité: 1
Пользователей Membres : 0
Форма входа
Поиск Recherche
Delcampe: Рай для коллекционеров ! Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей по филокартии

Главная Page d'accueil » Статьи » История городов » Тифлис

Возвращение... КЛАДБИЩА . Очерки Аиды по Тифлису
Возвращение...
КЛАДБИЩА г.ТИФЛИСА
,,ВЕСЬ ТИФЛИС. СПРАВОЧНО-АДРЕСНЫЙ АЛЬБОМ НА 1906 ГОД,,
Издание 1-е.
Старое Верийское - православное – Ольгинская ул. Вероцерковный пер.
Армянское - выше местности ,,Вардисубани,,
Свято-Давидовское - при церкви Св.Давида на горе того же имени
Старо-Католическое – в конце Консульского переулка
Магометанское - за Ботаническим садом, по ту сторону реки ,,Дабоханки,,
Военное православное в местности ,,Варвара,,
Петро-Павловское православное за полотном ж.д.
Ходжи-Ванкское - армяно-григорианское - по Лазаревской ул.
Старо-Кукийское и Лютеранское – не доходя полотна ж.д.
Ново-Кукийское православное -за полотном ж.д.
Лютеранское - за полотном ж.д.
Молоканское - (за полотном ж.д.
Дидубийское православное – при Дидубийской церкви, в конце Дидубийской улицы.
 
План Тифлиса. 1901г. Католическое кладбище в Сололаках.
 
План Тифлиса. 1901г. Майдан. Магометанское кладбище.
План Тифлиса. 1901г. Харпух. Бывшее еврейское и православное кладбища.
План Тифлиса 1901г. Авлабар. Арм.Ходживанкское и Петропавловское кладбища.
План Тифлиса. 1901г. Куки. Молоканское, католическое, православное, лютеранское и армянское кладбища.

Тифлис. 1913г. Навтлуг. Военное и еврейское кладбища.
 
План Тифлиса. 1901г. Старое Верийское кладбище
 
Тифлис. 1887г. Верийское армянское кладбище.

ВЕРИЙСКОЕ АРМЯНСКОЕ КЛАДБИЩЕ.
 
Строго говоря, Верийским кладбищем, поначалу, называли старое кладбище у церкви св.Андрея Первозванного (Иоанна Богослова) на углу улицы Ольгинской и Вероцерковного переулка. С появлением второго кладбища в этом районе, первое стали называть старым Верийским кладбищем. В справочниках и на картах города оно значилось, как Верийское или старое Верийское. Кладбище просуществовало до 30-х годов ХХ в. и было уничтожено, а на его месте был разбит сквер, знакомый многим горожанам, как Кировский сад.
Новое кладбище значилось в справочниках, как ,,Армянское - выше местности ,,Вардисубани,,.

Кладбище основано в 1836 году. Через несколько лет на территории этого кладбища началось строительство церкви. Верийская Церковь Святого Креста (Сурб Хач) построена в 1844 году на средства Давида Тамамшева.
В газете ,,Кавказ,, была опубликована статья городского головы Тифлиса Ованеса Измирова, присуствовавшего на закладке церкви. Вот что он писал: ,, Утешительно видеть, что тифлисские армяне постоянно сохраняют чувство религиозности и благотворительности... 8-го сего июля, в 8 часов утра, на армянском кладбище за Московской заставой заложен фундамент армянской церкви, которая, как говорят, будет во имя Св. Петра. Титулярный Советник Давыд Иванович Тамамшев, виновник сего похвального дела, взялся построить ее, со всею отделкою, на своем иждивении. Почетные и непочетные лица г. Тифлиса были свидетелями происходившей там церемонии. Молебствие было здешним Епархиальным Архиепископом Карапетом, вместе с Архиепископом Минасом и прочим духовенством армянским. Общее участие выражалось на лицах всех. Шестнадцать человек, на подносах покрытых белым холстом, держали в руках 16 камней, долженствовавших служить твердынями церкви; из них двенадцать было во имя 12-ти Апостолов, а четыре во имя 4-х Евангелистов. Среди их стояла вода и вино, символы таинства: Св. Крещения и Причастия. Его Преосвященство, совершив молитву по обрядам церкви, омыл оными камни и освятил все четыре стороны фундамента. После сего, с хором священников поднесен был святой мур, коим камни те помазаны крестообразно. Благоговение, с которым Его Преосвященство совершал этот весь этот обряд, невольно проникло в сердца присутствовавших, по крайней мере, я был тронут до глубины души. За сим взяв кирку, выкопал он кругом фундамента на всякой стороне по 4 ямы и положил туда те камни завернутыми в холст-саван, при приличной каждому Апостолу и Евангелисту молитв. По окончании церемонии, духовные и присутствовавшие лица были приглашены там же на завтрак, отлично приготовленный. Под конец завтрака подано было шампанское и первый тост был провозглашен за здоровье строителя храма: Давыда Ивановича Тамамшева. Его Преосвященство в честь сего торжества произнес речь, в которой восхвалял благочестивый поступок Тамамшева. Объясняя о степени важности в духовном отношении, он сделал небольшой обзор о первоначальном происхождении церкви и о том, кто первый воздвиг храм Божий; напомнил нам всем о религиозных памятниках и подвигах предков наших и наконец, пожелал всем нам прилагать и со своей стороны, по силам своим, попечение к подобного рода делам...
План на постройку церкви получен из С.Петербурга. Церковь эта имеет семь сажень с аршином в длину, пять с аршином в ширину и три с половиной в вышину до купола, с куполом же около шести сажень. Она будет небольшая, но красивая. Постройка ее, судя по плану и как уверяют люди знающие, обойдется слишком 10 т. рублей серебром. Необходимость ее на кладбище всегда была чувствуема здесь. Желательно было бы иметь при ней несколько комнат для разорительных в городе похоронных обедов....,, Измиров.

В ограде Верийского кладбища были похоронены многие известные горожане Тифлиса . В 1920 году кладбище официально считалось закрытым. Спустя 70 лет , кладбище вновь открыли, однако, приходится признать, что состояние старых надгробий находится в весьма плачевном состоянии и процесс их разрушения продолжается при попустительстве местного начальства, а чаще с его согласия.

В 1992 году церковь Сурб Хач (Святого Креста) была переделана в грузинскую православную и стала называться церковью Святого Пантелеимона.

ХОДЖИВАНК.
 
История Ходживанкского кладбища довольно хорошо известна, благодаря сохранившимся документам 17 века. Название кладбища сложилось несколько позже его основания, и несет в себе две составляющие: Ходжа и Ванк (собор). История основания кладбища связана с именем казначея грузинского царя, Ашхарбека Бебута, который получил почетное имя Ходжа от грузинского царя, и вместе с этим, привилегию иметь родовое кладбище в предместье Тифлиса. Он построил родовую усыпальницу , а в 1654 году обратился к царскому двору за разрешением на постройку церкви и оросительного канала ,,на городском кладбище в сторону Авлабара, под горой Махата,, . Это разрешение было получено от царя Ростома.
Канал был необходим для орошения сада, который предполагалось заложить рядом с усыпальницей.

Более поздний документ, датируемый 1657 годом подтверждает, что кладбище и сад являются собственностью Бебута. Поначалу кладбище было небольшим и хоронили там лишь представителей этого рода. В ограде кладбища, Бебутом была построена церковь Святой Богородины – Сурб Аствацацин.
В историческом музее Грузии сохранилась церковная строительная надпись: ,,В лето армянское 1104-ое волею Бога я, Ходжа Бебут, и брат мой Хатин, и супруга моя Лали построили эту святую церковь пригожего Аслана,,. Церковь неоднократно обновлялась и, по свидетельству современников, была очень красива.

Со временем, вокруг родовой усыпальницы Бебутов выросло кладбище, которое стало самым большим армянским кладбищем Тифлиса. Здесь были похоронены многие известные граждане Тифлиса: М.Арамянц. И.Питоев, Каргановы, Ходжабеков, Нерсесяны, Тумановы, Сараджевы, Кузановы, Шароевы и многие другие ... купцы, предприниматели, общественные деятели, врачи, писатели, поэты, художники, музыканты... несколько поколений простых горожан.
В 1936 году Ходживанкская церковь Святой Богородицы была снесена, а само кладбище почти полностью уничтожено. На месте некогда самого известного и богатого армянского кладбища, в 1937 году был разбит ,,парк дружбы,,. Ходживанкские надгробья с фрагментами эпитафий были использованы, как строительный материал на нескольких зданиях по ул.Месхишвили (бывшей Лазаревской), бордюрах у здания цирка, перилах в сквере у Сухого моста, на Цициановском подъеме.

На уцелевшую часть кладбища , силами горожан, были перенесены некоторые надгробные плиты, уничтоженной части Ходживанка. Затем, под давлением армянской общественности, городские власти выделили участок земли на окраине уже бывшего кладбища, где был открыт Пантеон армянских писателей, композиторов и общественных деятелей. Однако, можно сказать, что Ходживанкское кладбище полностью прекратило своё существование, потому что ничьи останки не были перезахоронены и лишь некоторые надгробные плиты помещены на территорию Пантеона.
Хотелось бы сказать, что здесь покоятся великие сыны армянского народа: Раффи, Ованес Туманян, Габриэл Сундукян, Газарос Агаян, Перч Прошян, Мурацан, Церенц,Дживани, Нар-Дос, Григор Арцруни, Мкртум Овнатанян и др., но это не будет правдой. Здесь лежат только камни, да и те уже не раз становились жертвами вандалов.
Тяжело говорить и о том, что во время строительства грузинской церкви (1994-2004г.г.), на месте Ходживанкского кладбища, никому не пришло в голову, что в этой земле всё ещё лежат останки людей и их надо не бульдозерами сгребать и увозить на свалку, а по-христиански перезахоронить.
Не сделав этого во время строительства церкви, это снова не пришло в голову во время закладки здесь же здания семинарии. И вновь, вместе с землей и строительным мусором сгребались человеческие кости и увозились на свалку.


Источник Source: http://aidatiflis7.livejournal.com
Категория: Тифлис | Добавил: Kars (01.11.2010)
Просмотров: 3523 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация Enregistrement | Вход Entrée ]